+38(066)-017-03-31; +38(067)-387-08-03 email:opticworld@ukr.net Viber +38(066)-017-03-31

 Очки для водителей, антифары.

Во время управления автомобилем глаз человека обрабатывает огромный поток визуальной информации: дорога, яма, поворот, человек на обочине, птица, туман, встречные фары, отражение солнца, грязь на стекле…

Часть этой информации является полезной, а другая часть (назовем ее фоном) препятствует восприятию полезной информации. Думаю, многие со мной согласятся, что наиболее часто аварийные ситуации возникают из-за того, что водитель вовремя не заметил потенциальную опасность. То есть не выделил полезную информацию из фона. Очки  антифара для водителей разработаны с целью ослабления фоновой ненужной информации, в результате чего происходит улучшение восприятия полезной информации. Как это происходит и пойдет речь в данной статье.

Прежде всего, давайте определимся, что является фоновой информацией, мешающей восприятию полезной:
• Всевозможные блики - отражения от луж, льда, стекол проезжающих автомобилей. Глаз непроизвольно переключается на яркие объекты. И как раз в эти мгновенья можно пропустить яму, выбегающего на дорогу человека... На фоне слишком ярких бликов не видно вообще ничего.
• Ухудшение видимости во время осадков. Свет рассеивается в каплях дождя и создается сплошная бело-голубая пелена.
• Ослепление фарами встречного транспорта в ночное время.

Далее опишу, как очки водителя улучшают восприятие полезной информации в каждом из вышеперечисленных случаев.

Блики.

Что такое блик? Это лучи, отраженные от какого-то предмета. Природа устроена так, что из всех лучей, падающих на предмет, больше отражаются лучи с определенным направлением, называемым поляризацией. Существуют материалы, которые поглощают лучи с одной поляризацией и пропускают с другой. Поскольку в дорожной обстановке отражающие поверхности чаще всего горизонтальные (лужи, лед, мокрая дорога…), в поляризационных очках материал подобран таким образом, чтоб сильнее поглощать лучи, отраженные от горизонтальных поверхностей. В результате через очки проходит меньше лучей, отраженных от луж, чем от человека, стоящего на обочине. За счет этого человек больше привлекает внимание, что и требуется в данный момент.

Осадки.

В мокрое время года восприятию полезной информации мешает рассеяние света в мельчайших капельках воды, поднятых в воздух впереди идущим транспортом. Голубой свет рассеивается в воздухе больше, нежели другие цвета. Поэтому для улучшения восприятия полезной информации в пасмурную погоду нужно отсечь голубую часть спектра. Именно так устроены желтые очки водителя (антифары). Они фильтруют сине-голубую часть спектра и пропускают всю остальную. Кроме того, меньше бросается в глаза грязь на лобовом стекле (мое личное наблюдение).

Встречные фары.

Думаю, многие со мной согласятся, что наиболее ослепляющее действие оказывают бело-голубые галогенные фары. Как я уже писал выше, желтые очки выглядят желтыми как раз потому, что они отсекают голубую часть спектра. Если в вашем автомобиле стоят всесезонные лампы (желтоватого цвета), то отраженные лучи ваших фар очки практически не ослабляют, а голубую часть спектра встречных ламп уменьшают ощутимо.

Помимо прямого снижения аварийности, очки водителя также оказывают влияние косвенным образом. Сибирь в марте - вокруг серый снег. Надеваешь желтые очки – вокруг солнышко, снижается сонливость и утомляемость. Грязно-зеленая апрельская трава через очки выглядит сочно-зеленой.

Почему нельзя использовать темные очки без защиты от ультрафиолетового излучения.

Зрачок глаза изменяет свой размер в зависимости от яркости освещения (видимой части). В темноте он увеличивается, при ярком освещении уменьшается. Чем ярче светит солнце, тем больше поток ультрафиолетового излучения. Простые затемняющие очки уменьшают поток видимого излучения, попадающего на сетчатку глаза, но не уменьшают поток ультрафиолетового. Но поскольку зрачок расширяется при уменьшении потока видимого излучения, в него попадает большее количество ультрафиолетового, что может вызвать ожог сетчатки глаза.